Суббота, 18.11.2017, 05:33
Приветствую Вас, Гость

 

 

Тесты и упражнения для будущих первоклассников

 

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

  

Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

 

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

 

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

 

Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

 

Тест для будущих первоклассников:

- назови свою фамилию, имя, отчество;
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
- как зовут твоих родителей?
- утром ты завтракаешь, а днем...?
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
- береза, дуб, осина - это...?
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

 

Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу

и что его там привлекает:

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?
7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.
Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть "по правилам" не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам.



 

Театрализованные игры в детском саду

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, но своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной является игра для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

 Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

 Многие утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Для избежания этого необходимо влияние взрослых на развитие музыкально — театрализованных игр. В свою очередь 24 июля мы показали два спектакля для детей младших групп. Ребята очень старались и радовались своему успеху.

При организации игр — театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ. В наших садах всё нужное оборудование есть в каждой возрастной группе.

Через театрализованную игру дети осваивают:

  • Невербальные средства общения (жесты, мимику, движения)

  • Речь детей становится более связной, выразительной, обогащается словарный запас, уровень коммуникативных способностей становится выше

  • Дети учатся выражать свои эмоции и понимать чувства других.

  • У детей появляется интерес к театру как к виду искусства.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста — важная часть их подготовки к школе.

   

Внимание — это способность человека сосредоточивать сознание на чем-либо. Внимание бывает непроизвольное и произвольное. О непроизвольном внимании говорят, когда человек неожиданно для самого себя сосредотачивается на чем-либо. Произвольное внимание предполагает волевое усилие.  В школе ребенку часто необходимо сознательно удерживать внимание на задании важном, но мало занимательном. 

   Внимание дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Ребенок не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Это проявляется в отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном и частой смене деятельности. Взрослым нужно относиться к подобным фактам с пониманием и помнить, что это закономерный этап в развитии внимания у детей.  

 Основными характеристиками внимания являются следующие:

  1. объем (количество воспринимаемых одновременно объектов);

  2. концентрация (степень погружения человека в проблему);

  3. устойчивость (как долго человек может следить за чем-либо);

  4. распределение (возможность следить за несколькими признаками одновременно);

  5.  переключаемость (легкость/затрудненность перехода от одной работы к другой).

   Данные свойства внимания относительно независимы друг от друга: внимание, продуктивное в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.

   Внимание — психическая функция, на недостаточность развития которой наиболее часто жалуются учителя начальной школы. Поэтому занятия по развитию внимания очень важны при подготовке ребенка к школе. Внимание, как и другие психические функции, формируется в рамках ведущей деятельности дошкольника — игре.  В старшем дошкольном детстве в развитии ребенка особое место занимают сюжетно-ролевая игра, а затем игры с правилами. Сначала роль, а потом правило регулируют поведение детей. Так формируется произвольность поведения и психических процессов, ребенок учится контролировать непосредственные импульсы без раздражения и негатива, получая от игры удовольствие.  Родители должны понимать это и не относиться к игре, как к чему-то малозначительному. 

   Развивать внимание можно также предложив ребенку несложные упражнения на тренировку внимания во время прогулок и дома. Рассмотрим некоторые из них.

   Проще всего дошкольнику сосредоточиться на зрительно воспринимаемой информации. Соберите с ребенком камушки, предложите выбрать один и внимательно его рассмотреть. Затем перемешайте выбранный камень с остальными и попросите ребенка найти тот, который он разглядывал. То же упражнение можно проводить с ракушками, фруктами, овощами и т.д. Любимым детьми и очень полезным для развития концентрации внимания и воображения является разглядывание облаков. Попросите ребенка посмотреть на какое-нибудь облако и предположить, на что оно похоже. Концентрировать внимание полезно на самых разных объектах. Сначала лучше брать знакомые и интересные объекты (игрушки, бытовые предметы), а затем переходить к незаметным и непривлекательным. Например, попросите ребенка сосредоточить внимание на ножке стола и рассказать, что он заметил. Постепенно вводите в игры концентрацию на звуковых сигналах. Предложите ребенку за минуту услышать как можно больше звуков на улице или дома. Затем попросите его переключаться с одного звука на другой: например, то слушать шум машин, то звук капающей из крана воды. Наиболее сложно сконцентрироваться на ощущениях собственного тела — можно предложить ребенку лечь, расслабиться и почувствовать, как он дышит, глотает. Удачи в ваших начинаниях!

Развивающие игры для детей 5-6 лет. Чему надо научить ребенка перед школой? Для любого ребёнка, возраст 5-6 лет - один из самых интересных. В этот период начинает проявляться личность ребёнка, он формируется как индивидуум, у него появляется множество особенностей, делающих его особенным, неповторимым. Он больше не беспомощный комочек, который не в состоянии самостоятельно дойти до горшка, теперь это маленький исследователь, величайший в мире почемучка и скоро ему предстоит идти в школу. Поэтому многие родители задаются вопросом о том, как поддержать ребёнка в его развитии, направить его интеллектуальный рост в нужное русло, помочь ему скорее начать познавать мир и стать умнее? Ведь не сажать же его за учебники, он ещё слишком мал. Для каких упражнений он уже достаточно умён, с чего можно начать подготовку к школе? Чтение. Что ж, в таком возрасте уже вполне можно начинать заниматься с ребёнком чтением. Торопиться не надо, но читающий по слогам дошколёнок - это обычное дело. Разных игр, помогающих ребёнку с этим, сегодня очень много. Выучить алфавит ребёнок сможет даже без вашей помощи, если у него будет коврик с азбукой, где каждая буква будет произноситься при нажатии. Дети любят взаимодействовать с миром и получать реакцию, в каждом карапузе сидит кропотливый исследователь, тщательно тестирующий Вселенную, выискивая в ней закономерности. Так что вполне можно ожидать, что говорящая азбука понравится ребёнку, и он будет проводить с ней какое-то время, постепенно узнавая, как звучит какая буква. Только убедитесь, что купили качественную азбуку. Интернет полон видеороликов с головоломными азбуками, обычно китайского производства, где все буквы перепутаны, а некоторые так и вовсе не существующие. Протестируйте игрушку вместе с ребёнком, прежде чем оставить его наедине с ней. Объясните ему принцип её действия, а дальше он справится и без вас. Когда буквы изучены, можно переходить к составлению из них слов. Тут нам отлично помогут кубики с буквами и детские книжки-перевёртыши с частями животных и их названиями. Следующий этап - чтение коротких детских рассказов и предложений, изучение "настоящей", школьной азбуки. Логическое мышление. Не стоит, конечно, требовать от ребёнка разрешения философских парадоксов, но и для детей есть задачки на развитие логики. Самый традиционный способ обучения логике - задачи типа "найди лишнее", которые учат ребёнка объединять предметы по какому-то одному принципу и находить тот, что под этот принцип не подходит. Также хороши пазлы, но не забывайте, опять же, о возрасте. Это должны быть специальные, крупные пазлы с небольшим количеством деталей. Когда ребёнку они покажутся слишком простыми, начните покупать ему чуть более сложные. Устный счёт. Отнюдь немаловажный навык, который также пригодится и в школе. Купите ребёнку счёты. Такие, как лежали на прилавках в советских магазинах, только детские, красочные и лёгкие. Учитесь с ребёнком считать, двигая косточки, дети очень любят счёты, отчасти ещё и потому, что из них выходит отличная погремушка. Потом объясните ребёнку, как выглядят числа. Помогут нам в этом старые добрые кубики, только на этот раз не с буквами, а с цифрами. Запомнить числа ребёнку будет проще, если объяснения будут даваться в виде стишка или песенки, такие легко найти в интернете, выберите то, что вам придётся наиболее по душе. Память. Развитие памяти достигается запоминанием и вспоминанием стихотворений. Детских весёлых стишков есть огромное множество, они очень любят их, как и всякие прочие песенки и считалки. Чаще читайте вместе с ребёнком какой-нибудь стишок, пока он полностью не выучит его. Потом можно приступать к новому. Ещё одной хорошей игрой на развитие памяти является "Пропавшая вещь". Взрослый выбирает пять разных вещей (это могут быть: тапочек, юла, мышка от компьютера, плюшевый медведь, что угодно), после чего показывает их ребёнку. Ребёнок запоминает вещи. Потом взрослый прячет их в комнате так, чтобы они лежали на виду, но в необычных местах (тапочек на люстре, мышка от компьютера на подушке дивана, юла на телевизоре и т.д.), а задача ребёнка - найти их. Таким образом, от малыша требуется не только быть внимательным во время поиска, но также помнить, какие изначально были предметы и сколько их. Это упражнение, отлично развивает и внимание, и память. Мелкая моторика. Нашему эволюционному развитию мы обязаны, прежде всего, своим замечательным и удобным, ловким рукам. Корреляция между мелкой моторикой ребёнка и его умственным развитием была установлена ещё очень давно. Упражняйтесь с ребёнком, играя с ним во что-нибудь, где ему придётся взаимодействовать с мелкими предметами, двигать пальчиками или обводить что-то на бумаге карандашом. Отличными способами развития моторики являются лепка из теста и сбор мозаики из крупы, картинок из макарон, бус из попкорна и тому подобных поделок. Внимание. В школе ребёнку потребуется удерживать довольно долго внимание на одном предмете - своём учителе. Лучше поучить его концентрации и сосредоточению ещё до того, как они понадобятся ему уже в больших объёмах. Старая добрая игра "живое -неживое" или "съедобное- несъедобное", знакомая каждому из нас с раннего детства, хорошо развивает внимание. Самое главное в этом возрасте, на этом этапе воспитания и образования, не преподносить всю эту подготовку к школе, как некие тренировки перед суровым жизненным испытанием. Можно вообще не посвящать ребёнка в то, что он к чему-то там готовится. Нужно просто преподносить все эти упражнения в виде игры, не давить на него, не заставлять заниматься, когда ему этого не хочется. Напротив, лучше всего будет упражняться с ним, когда он сам прибежит к вам с какой-нибудь развивающей игрушкой и просьбой поиграть с ним в слова, счёты или что угодно ещё. Ваша цель - не беглое чтение, умножение в уме и развитие железной логики. Куда важнее не привить ребёнку отвращение к образованию, которое часто возникает тогда, когда вместо естественного желания ребёнка познать мир появляется взрослое и противное "надо". Оберегайте своего ребёнка от этого самого "надо" как можно дольше. И однажды, быть может, он станет настоящим учёным - редким человеком, не растерявшим природного любопытства, инстинкта исследователя и невероятной жажды знаний. Качеств, в огромных количествах заложенных в нас с детства.